21 Марта 2023
ProКачество: Как отразились санкции на работе вашего производства? Какие партнерские цепочки были разорваны, а какие сохранились?
Анна Бойко-Великая: Особенно остро мы почувствовали влияние санкций в вопросах упаковки. Наш основной партнер по упаковке питьевых молочных продуктов – Elopak – ушел с рынка. Это повлияло не только на наше предприятие, но и на других производителей молочных продуктов, кто покупал у них упаковку типа пюр-пак . Они производили около половины всей упаковки такого типа в России.
«Русское молоко» – российский агропромышленный холдинг, выпускающий молочную продукцию под торговой маркой «Рузское молоко». При производстве использует полный цикл. Является крупнейшим землевладельцем в Рузском районе Московской области.
Такой форс-мажор с упаковкой не прошел для нас бесследно – мы недопроизвели и, соответственно, недопродали довольно большой объем продукции. Это негативно сказалось на наших оборотах и эффективности.
При этом стоит отметить, что производители других видов упаковки: фольги, стаканчиков, пленки – сохранились. Также сохранились партнерские контакты с поставщиками фруктово-ягодных наполнителей, заквасок и моющих компонентов.
ProКачество: Как восстанавливали старые/налаживали новые партнерские связи? Какие шаги предприняли для преодоления санкционного кризиса на первых этапах?
Анна Бойко-Великая: Наша компания присутствует на рынке 20 лет, за это время у нас сложились партнерские отношения и с некоторыми российскими производителями упаковки. У кого-то из них мы ранее размещали заказы, например, для праздничной упаковки. К ним мы обратились и в прошлом году.
В период поиска отечественных производителей упаковки мы также обращались к тем компаниям, с кем раньше не работали, но о которых знали. Однако по различным причинам сотрудничество не сложилось: кто-то не справлялся с сильно увеличившимся наплывом новых заказов, другие нам не подходили по параметрам упаковки.
Мы благодарны «МолоПаку» за то, что они пошли нам навстречу. Мы смогли заказать у них не только стандартные для их производства литровые форматы для молока и кефира. Несмотря на приоритет в производстве такой упаковки, они смогли произвести для нас мини-форматы. Для бифилайфа и сливок, например.
Решающими в кризисные моменты становятся и контакты, полученные от дружественных компаний. Так мы смогли выйти на производителя из Туниса. Благодаря этому сотрудничеству мы смогли вернуть в продажу питьевые йогурты, ряженку, простоквашу, пахту и другие продукты.
Важно добавить, что СОЮЗМОЛОКО активно вел работу в разных направлениях для того, чтобы помочь производителям в самых разных вопросах, например, в координации взаимодействия с органами власти и пр.
ProКачество: Какие сегодня стоят вызовы перед молочной отраслью? Какой ваша компания взяла курс в выстраивании новых партнерских связей?
Анна Бойко-Великая: Мы взяли курс на максимально возможное импортозамещение.
Все, что можно покупать в России, стараемся покупать в России, чтобы обезопасить себяНо пока, к сожалению, не все возможно приобрести в нашей стране. Как я уже отметила выше, отдельные виды упаковки остаются в зоне риска: какую-то вообще невозможно произвести, какую-то сложно.
Нам все еще не хватает упаковки типа мини-пюр-пак. Но надеемся, что сможем решить этот вопрос в ближайшее время. Отечественные производители сейчас немного разгрузились, так как снова заработал завод бывшего Elopak – «ПраймКартонПак».
Кроме того, мы надеемся, что отечественные компании нарастят производство и белого многослойного картона, который требуется для качественной упаковки пюр-пак. Серый картон все-таки уступает белому по качеству, что сказывается в том числе и на сроках годности продуктов.
Поэтому поставщиков того сырья, которое пока в нашей стране не производят или есть сложности с его производством, мы сегодня выбираем из числа иностранных компаний из дружественных стран.
Китай, например, мы рассматриваем как надежного партнера и поставщика. Мы будем максимально прорабатывать варианты возможностей, которые дает рынок этой страны.
Но стоит отметить, что молочная отрасль в Китае сейчас находится в стадии развития, это не традиционное для них направление. Так, например, закваски купить там не получится. Но что касается упаковочного материала, оборудования, каких-то расходных материалов и компонентов – будем рассматривать.
В направлении заквасочных культур – сегодня в основном все молочные производства работают с европейскими поставщиками.
Общемировая ситуация такова, что мы не можем быть уверены на 100%, что в ближайшем будущем и они не войдут в санкционный списокУже сейчас необходимо искать отечественных производителей закваски. Их на рынке немного, и мощности у них пока слабые, но они есть. И мы рады, что сейчас ведется работа по наращиванию мощностей производства, строятся новые биофабрики по изготовлению заквасок прямого внесения. Именно такие закваски нужны современным молочным производствам.
Какие-либо прогнозы по отечественному рынку заквасок сейчас сложно делать. Производители есть, но их мощности невелики. Вся молочная отрасль не может одномоментно переключиться на российские закваски. Однако можно начать работать, тестировать, пробовать – мы это уже делаем.
Помимо упаковки и заквасок, важной темой является оборудование и комплектующие. Тут тоже большая часть необходимых позиций либо производится в недружественных странах, либо оттуда везут запчасти и узлы. Все оборудование крепко завязано на импорте. Оно изнашивается, требует ремонта. На что заменять какие-то виды оборудования, пока непонятно. И это серьезная проблема.
Поэтому оборудование остается важным фактором риска. Сегодня перед российскими производителями стоит задача создать максимально прочный запас – запчастей в том числе.
ProКачество: Что пришлось предпринять, чтобы сохранить качество продукции в кризисных условиях?
Анна Бойко-Великая: Мы понимаем, что качество для наших потребителей остается в приоритете, невзирая на геополитическую ситуацию. Принципиально важны вопросы качества продукции и для нас – это главное преимущество на рынке.
Во-первых, мы сделали все возможное, чтобы обеспечивать производство материалами нужного качества. Не все шло сразу гладко, но большинство вызовов нам удалось преодолеть.
Так, к примеру, у нас были сбои в процессе работы с новыми упаковками – немного подтекали некоторые продукты. Но мы научились перенастраивать оборудование под другой вид картона – течи прекратились.
Для нас сохранение качества – это многосторонний и постоянный процесс, который требует работы с обратной связью от потребителей, с партнерами-сетями, а также с партнерами-поставщиками. И конечно, это работа внутри коллектива для принятия лучших решений.
ProКачество: Какой итог за санкционный период сегодня вы могли бы подвести? Какие планы на перспективу строите для своей компании?
Анна Бойко-Великая: Если говорить глобально, то санкции 2014 года оказали на нашу отрасль гораздо более сильное влияние, чем прошлогодние. Тогда ушли все европейские сыры и молочка, что дало хороший старт многим отечественным производителям разных категорий молочной продукции.
Нынешние санкции запустили более негативные тенденции, но по масштабу – наверное, менее значимые. Однако из-за перебоев в производстве иногда конечный потребитель мог ощутить нехватку каких-то продуктов на полке.
У нас, например, какое-то время не производились и отсутствовали в ассортименте питьевые йогурты, простокваша, ряженка, обогащенные кефиры. Это в итоге сказалось и на недополученной прибыли.
Производителям стерилизованного и ультрапастеризованного молока было хуже. У некоторых заводов вообще простаивали линии из-за отсутствия альтернатив тетрапаку . Замену этому производителю найти было не так легко, как нам, особенно в тех объемах, которые им были нужны.
Те же, кто разливал и разливает молочку в пластиковые бутылки, скорее всего, ощутили санкции в меньшей степени.
Мы видим ключевым запросом молочной отрасли сегодня – увеличение пула отечественных поставщиков упаковки и расширение ассортимента типов упаковки. Акцент на российских производителей даст стабильность и надежность производителям.
В целом для молочной отрасли сейчас важно развитие в нашей стране смежных с ней производств.
Для нас основной задачей сегодня является развитие на локальном рынке . Рынок нашей компании остается прежним – это классические молочные продукты с короткими сроками реализации.
Наша стратегия в среднесрочной и долгосрочной перспективах:
100% присутствие продуктов компании в федеральных и локальных сетях;
выход в новые продуктовые кластеры ;
вход на рынок СТМ и развитие партнерских программ ;
с федеральными торговыми сетями;
развитие собственной торговой сети .
30.09.2024